Детские истерики, что с ними делать и откуда растут корни

Записаться

Детские истерики, что с ними делать и откуда растут корни, именно про это данный пост.

Плач — это один из первых способов взаимодействия ребёнка с миром. Так только что появившийся на свет малыш может сказать о своём дискомфорте, желании покушать, поделиться новым интересным опытом: увидев солнечного зайчика или услышав мурчание кота. Но каждый родитель рано или поздно встречается с истерикой. И с этого момента родители пробуют различные способы успокоения сначала малыша, а потом и себя.

Конечно, в каждом возрасте истерики могут быть обусловлены различными причинами. Сегодня мы обсудим истерики детей в возрасте 3-4 лет.

Истерики, как манипуляции

С этим настроем, наверное, чаще всего приходят на консультации изнеможённые родители. Хочется сразу опровергнуть этот миф. Детям в этом возрасте ещё недоступны манипуляции в классическом понимании этого слова. Когда мы говорим о манипуляциях, то чаще имеем ввиду последовательную цепочку действий, осознанно сформированных, с целью достижения желаемого результата. Так вот для того, чтобы совершать такую сложную операцию необходим определённый уровень развития высших корковых структур головного мозга, которые в этом возрасте ещё далеки от этого. Но всем детям/людям характерно стремление к получению удовольствия, что в целом нормально, именно его мы часто путаем и называем таким неприятным словом как «манипуляция».

 То есть часть истерик, если рассматривать их в данном контексте, это ничто иное как способ достижения желаемого результата. Если мы из раза в раз даём положительное подкрепление такой истерике, даём ребёнку то, чего он так яростно хочет, а ещё и даём только тогда, когда просит именно так, то данная форма поведения может закрепляться и повторяться.

Кратко: если мои потребности слышат только через истерики, то так о них заявлять и буду (это ни в коем случае не мысли малыша, а краткое описание усваиваемой им модели взаимодействия с миром).

Как помочь:

  • Начать с анализа: стараться отмечать, что спровоцировало истерику (это не всегда то, о чем кричит малыш), какая потребность не удовлетворена
  • Как можно её удовлетворить
  • Научить малыша другим способам просьбы удовлетворения этой потребности
  • Давать больше положительных реакций на новые способы поведения малыша

Истерика, как эмоциональный перегруз

Здесь имеются в виду истерики, которые вызваны тем, что эмоции малыша не нашли выход, копились и что-то маленькое и, возможно, незначительное привело к эмоциональной разрядке.

Кратко: истерика — это последняя капля, помогающая излить вулкан бурлящих эмоций.

Как помочь:

  • Выяснить откуда могут копиться эмоции, что может вызывать стресс
  • Научить определять свои эмоции
  • Научить как правильно/адекватно/безопасно выражать свои эмоции
  • Восстановить или установить режим дня
  • Снизить стрессовые факторы/ изменения в жизни малыша

Истерика, как норма развития

Есть период развития, когда истерика может быть нормальным проявлением, так как является способом решения задачи развития в данный возрастной период. Этот период — кризис 3 лет. И здесь истерика помогает увеличить дистанцию между родителем и ребёнком, тем самым помочь процессу сепарации.

Кратко: истерика — способ развития.

Как помочь:

  • Проанализировать отношения с малышом: не сильно ли мы его отпекаем и контролируем
  • Где можно дать малышу чуть больше свободы и самостоятельности
  • Немного вспомнить о своих хотелках/желания/потребностях

А что же делать в моменте? Наверняка Вы не раз слышали о том, что отлично помогает переключение внимания, но точно знаю, что не у всех это получается. Несколько вариантов, как это можно сделать:

Переключать внимание получается, когда мы сами готовы заинтересовать чем-то другим и можем с интересом это показать, то есть, когда мы выжимаем из себя «посмотри сюда» и через 3 секунды снова срываемся, то это не работает. Здесь важно быть немного настойчивым в своём интересе к чему-то другому. Например: о, у меня же есть с собой мыльные пузыри! Интересно, как далеко пузырь сможет улететь? А получится ли у меня лопнуть его носом? Что-то не получается его надуть. Поможешь? (Надувание пузырей, кстати, способствует успокоению, так как в этот момент мы концентрируемся на дыхании и дышим ровно и спокойно). Если ребёнок не включается в игру, то важно дать ему понять, что когда он захочет, то может присоединиться. А пока играть будете вы одни.

Здорово помогает представить, а что же за эмоция сейчас управляет малышом и что-то сделать с ней: слепить, нарисовать, станцевать, придумать а какая она на цвет, вкус и др. И вот мы уже рассуждаем об эмоции и приходим в себя.
Вспомнить персонажа с такой же эмоцией и какие способы ему помогли справиться с ней. Здесь вам помогут книжки на развитие эмоционального интеллекта.

Обнять и посочувствовать малышу. Сказать как мы его любим и всегда готовы поддержать. От счастья плакать тоже можно, но истерика — это точно не тот случай.

Иногда наоборот нужно оставить в покое. Просто спокойно посидеть рядом, дать ребёнку поплакать, полежать в проходе, выплеснуть свою энергию (конечно, присматривая за тем, чтобы он был в безопасности).

Конечно, можно умыть ребёнка прохладной водой или дать выпить воды.

Это самые часто встречаемые причины истерик и некоторые способы, которые могут помочь. Но, конечно, это не всё и каждый пункт можно изучать отдельно, раскрывая все секреты его эффективной реализации.

Дорогие родители, помните, что важно не забывать и о себе, о своём состоянии, о своих желаниях, потребностях и мечтах. И здесь дело не только в том, что, когда Вы в ресурсе и счастливы, легче воспринимать истерики и находить пути выхода, но и в том, что Вы пример для своих малышей. И если Вы терпите дискомфорт до последнего и срываетесь, выплёскивая всю свою усталость, то и малыш скорее всего будет делать также. Вы его вселенная. Берегите и любите себя. А если возникают трудности или вопросы, не бойтесь обратиться за помощью. Умение просить помощи — это не слабость, а возможность сделать свою жизнь и жизнь близких более счастливой.

Детский психолог Клинический психолог Психолог