Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Лечением данного заболевания занимается Клинический психолог Психиатр Психолог Психотерапевт

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это широко распространённый симптомокомплекс, который нередко можно встретить как среди детей, так и среди взрослого населения. В 60-х годах данный синдром ученые стали относить к категории патологических состояний, называя его «малая мозговая дисфункция».

С недавнего времени, эта патология вошла в Международный классификатор болезней под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

С медицинской точки зрения, СДВГ рассматривается как поведенческое расстройство, ввиду неврологической дисфункции, возникающее в детском возрасте. Исследования показали, что большинство людей, у которых в детстве диагностировали СДВГ, продолжают соответствовать критериям расстройства и во взрослом возрасте.

У взрослых пациентов синдром дефицита внимания проявляется в частой забывчивости, невнимательности к мелочам, плохой ориентации во времени, беспорядке на рабочем месте, неорганизованности в делах и обязанностях.

Симптомы

Исходя из названия данного синдрома, симптомы СДВГ включают в себя два основных клинических компонента: нарушение внимания и гиперактивность. В клинической практике выделяют простую и осложненную формы.

Так, при простом варианте можно наблюдать лишь невнимательность пациента и сниженную усидчивость. При осложненной форме в клинической картине присутствуют такие симптомы, как расстройство сна, частые головные боли, заикание.

Для симптоматики синдрома дефицита внимания характерно присутствие таких маркеров, как трудности с обучением, нарушение мелкой моторики, расстройство социализации и общения.

Трудности с обучением особенно ярко проявляются у детей раннего школьного возраста и выражаются в нарушении чтения, счёта, письменной речи.

Для расстройств мелкой моторики характерна неспособность ребенка застегнуть пуговицы, завязать шнурки, выполнить задания связанные с мелкими деталями. В некоторых случаях у детей может отмечаться общая неловкость, неуклюжесть, что свидетельствует о расстройствах грубой моторики.

Нарушение социализации и межличностного общения пагубно сказывается на общении ребенка с СДВГ со сверстниками. Таким пациентам достаточно проблематично заводить друзей, вливаться в общество ребят в организованных коллективах.

Симптомокомплекс синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя следующие компоненты:

  • расстройство сосредоточения на важных моментах;
  • быстрое истощение и потеря интереса в процессе занятий и игр;
  • частое переключение с одного процесса на другой;
  • плохая усвояемость материала;
  • плохая организация и дисциплинированность;
  • частые потери личных вещей;
  • забывчивость;
  • суетливость и неспособность усидеть на одном месте длительное время;
  • большое количество лишних движений;
  • болтливость;
  • импульсивность.

Причины

По мнению ряда учёных, в развитии синдрома играют роль генетические факторы. Иногда, при тщательной диагностике, удаётся выяснить, что в семье уже встречались случаи нарушения внимания или гиперактивности в детском возрасте среди ближайших родственников. В некоторых случаях, появление СДВГ обусловлено перенесенной асфиксией, родовой травмой, инфекционным заболеванием, токсическим поражением центральной нервной системы.

Среди значимых факторов риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности стоит выделить особенности социального статуса семьи, отношения между родителями, алкоголизация родителей.

Исследованиями доказано, что наиболее часто СДВГ встречается у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела при рождении.

Типы СДВГ

Выделяют три основных типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  • Сочетание нарушенного внимания и усидчивости. При данном варианте клинические симптомы многообразны и проявляются в равной степени.
  • Изолированное нарушение внимания. На первый план выходят такие признаки, как недостаток внимания к важным деталям, трудности с концентрацией внимания, частое переключение с одного раздражителя на другой.
  • Изолированная гиперактивность. Ребенок постоянно находится в движении: крутит головой, болтает ногами, бегает, прыгает, громко и много разговаривает, тем самым привлекая к себе внимание.

Диагностика

При оценке неврологического статуса, уделяется внимание поведению ребенка в момент осмотра, его внешнему виду, проводится полный неврологический осмотр с оценкой состояния центральной и периферической нервной системы.

В процессе нейропсихологического исследования подробно разбирается семейный анамнез ребенка, страдающего СДВГ. Это необходимо для выявления психогений в семье, определяется эмоциональный климат в семье. Помощь в диагностике врачам и психологам могут оказать опросники, затрагивающие различные аспекты поведения и развития ребенка.

С целью дифференциальной диагностики ребёнку может быть назначено проведение электроэнцефалографии, нейросонографии, компьютерной томографии, доплерометрии и иных методов обследования. Важно отметить, что диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» может быть установлен при наличии следующих критериев:

  • появление первых признаков в возрасте до 8 лет;
  • длительность течения заболевания не менее 6 месяцев;
  • проявление признаков патологии как минимум в двух сферах деятельности ребенка (школа, дом);
  • признаки патологии вызывают у ребёнка и окружающих психологический дискомфорт и приводят к нарушению социальной адаптации;
  • симптомы возникают вне зависимости от наличия иных психических расстройств (шизофрения и др.).

СДВГ труднее диагностировать во взрослом возрасте. Симптомы могут быть схожими с симптомами психических расстройств, включая расстройства настроения и тревожные расстройства.

Лечение

При подтверждении диагноза, подход к терапии пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является мультидисциплинарным. В лечении СДВГ принимают участие педиатр, невролог, психолог и педагог. Важнейшими участниками лечебного процесса выступают родители пациента. Дети, имеющие СДВГ, требуют внимательного медицинского наблюдения, выявления соматической патологии и ее лечения.

Работа с неврологом включает в себя использование различных нейропсихологических методик, позволяющих скорректировать поведение ребенка. Для пациентов проводятся курсы нейропсихологической реабилитации. Психолог и психотерапевт оказывают психотерапевтическое воздействие не только на ребенка, но и на его семью для создания комфортного эмоционального климата.

Может потребоваться индивидуальный подход к ребенку на занятиях в школе, организация специального обучения.

Также, специалисты могут принять решение о необходимости назначения медикаментозного лечения. Могут применяться ноотропы, антидепрессанты, психостимуляторы. Посредством комплексного терапевтического подхода возможно добиться эффективной коррекции поведения, социализации ребенка в коллективах, большей усидчивости.

Взрослым с СДВГ могут помочь те же виды стимулирующих средств, что и детям, страдающим этим заболеванием. Также может быть эффективна когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), особенно в сочетании с фармакологическим лечением.

Преимущества GMS Clinic

Преимущества оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях GMS Clinic состоят в создании благоприятной, теплой атмосферы для пациента, в мультидисциплинарном подходе специалистов к диагностике и лечению данного типа расстройства, а также в использовании новейших методик, позволяющих восстановить психоэмоциональный баланс в поведении пациента с СДВГ.

Врачи