Задержка речевого развития (ЗРР, ЗПРР)

Лечением данного заболевания занимается Детский невролог Детский психолог

Задержка речевого развития (ЗРР) — это освоение ребенком навыков устной речи в более поздние для его возрастной категории сроки. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это комплекс нарушений, связанных с отставанием в речевых навыках, мышлении, внимании, поведенческих и двигательных функциях. Диагностикой и коррекцией психоречевых нарушений успешно занимаются лучшие психологи, дефектологи, неврологи и логопеды GMS Clinic.

Симптомы нарушения

При задержке речевого развития наблюдаются такие признаки:

  • Ребенок может говорить, но имеет скудный словарный запас. Вместо фраз использует отдельные слова, искажает речь так, что его понимают только родные.
  • Нарушение дикции — малыш говорит очень тихо, чаще всего по слогам, нарушено произношение звуков и замедлен темп речи.
  • Моторная алалия — с пониманием речи не возникает проблем, малыш способен выполнять инструкции и просьбы, но сам не говорит.
  • Сенсомоторная алалия — отстающий в развитии ребенок слышит, но не понимает речь, не запоминает названия предметов и не выговаривает фразы.
  • Эхолалия — ребенок делает попытки повторять сказанные окружающими слова, при этом понимания смысла сказанного нет.

Дети с задержкой психического развития не вступают в диалоги, играют в примитивные игры, с трудом усваивают новые навыки. Рассеянное внимание, скудное воображение, беспричинные смены настроения — все это признаки нарушения развития детей на психологическом и коммуникативном уровнях.

ЗРР и ЗПРР в разных возрастных группах

Уже к 2 годам отдельные слова и сочетания звуков становятся одним из средств общения крохи. В полтора года словарный запас составляет порядка 20 слов, а к 3 годам расширяется до 300. Заподозрить нарушения речевого развития можно уже в раннем детском возрасте:

  • отсутствие гуления на первом году жизни;
  • отсутствие первых слов;
  • неспособность понимать часто употребляемые слова (в 1 год);
  • средством привлечения внимания к себе выступает только плач.

Симптомами нарушений речевых навыков в 2 года выступают:

  • интереса к речи взрослых не наблюдается;
  • запас слов не растет;
  • ребенок не умеет строить фразы и не понимает простейших вопросов.

В 3 года заподозрить отставание развития речи можно по таким признакам:

  • собственная осмысленная речь отсутствует;
  • способность произносить только заученные фразы (из мультфильмов или разговоров родителей);
  • скудный запас слов.

В 4 года настороженность должны вызывать такие явления:

  • малыш не обращается ко взрослым с просьбами или вопросами;
  • не может говорить предложениями;
  • не может назвать известные для него предметы и ответить на простые вопросы.

Задержки психического развития в 5 лет проявляется примитивностью речи, которая не соответствует возрасту. В норме дети-пятилетки должны уметь составлять связный рассказ, обладать сформированным звукопроизношением, использовать местоимения, союзы, наречия и числительные.

Почему возникают нарушения

Появлению психопатологии способствуют органические и социальные факторы. К органическим причинам относятся поражения центральной нервной системы, которые возникают внутриутробно или при жизни ребенка. Их вызывают:

  • гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробные инфекции.

Задержку речевого развития могут спровоцировать энцефалиты, менингиты, другие инфекционные заболевания, ослабляющие иммунитет. Проблемы с речью у ребенка часто развиваются на фоне тугоухости и имеют генетические предпосылки.

К социальным причинам ЗРР относятся:

  • отсутствие культуры общения в семье — речь оказывается невостребованной, поэтому речевые навыки не развиваются;
  • педагогическая запущенность — ребенку не уделяют внимания, не общаются и не стимулируют к развитию;
  • неблагоприятный климат в семье — нарушение вызвано хроническим стрессом;
  • билингвизм — речевые трудности вызывают попытки одновременно овладеть двумя языками.

Сильный испуг и психологические травмы тоже могут спровоцировать задержку развития.

Диагностика ЗПРР и ЗРР

Задержка физического развития, речевых и психических нарушений диагностируются комплексом методик:

  • Инструментальные обследования — электроэнцефалография, ультразвуковая допплерография, эхоэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
  • Психологическая диагностика — использование тестов психомоторного развития детей, исследование личностных особенностей ребенка.
  • Логопедическое обследование — изучение особенностей детской речи, состояния артикуляционного аппарата, специфики коммуникаций, объема пассивного и активного словаря.

К обследованию ребенка привлекают смежных специалистов. Педиатр занимается диагностикой соматических заболеваний, которые могли бы спровоцировать ЗРР. Невролог помогает в лечении органических поражений нервной системы, которые лежат в основе психопатологии.

Принципы лечения

Лечение ЗПРР и ЗРР проводится немедикаментозными методами. Коррекция проблемы предполагает совместную работу невролога, логопеда и детского психолога. Залогом успешного лечения будет установление причины задержек коммуникативного развития.

  • Если нарушение было спровоцировано психологическими семейными факторами, делают упор на формирование благоприятной речевой среды.
  • При задержке речевого развития у ребенка занятия проводит логопед — демонстрирует образцы правильной речи, произношения букв и слогов, проговаривание всех действий ребенка.
  • При дисфункциях головного мозга показан прием препаратов-ноотропов, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия по назначению невролога.

Задержка психического развития хорошо поддается лечению на индивидуальных занятия психотерапии, трудотерапия, отработка моторных навыков, дидактические игры.

Профилактика психопатологии

Для профилактики ЗРР и ЗПРР рекомендуются:

  • Регулярные совместные занятия с ребенком — подвижные игры, чтение литературы, лепка, рисование, прогулки, заучивание стихотворений.
  • Регулярные медицинские осмотры, консультации педиатра, невролога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда.
  • Ранние занятия с логопедом индивидуально или в группах.

Полноценно развиваться малышу помогает отработка сенсорных, речевых и двигательных навыков, развитие мелкой моторики, проговаривание действий, выполнение простых заданий.

Преимущества GMS Clinic

Врачи GMS Clinic помогают бороться с самыми сложными случаями ЗРР и ЗПРР.

Наши преимущества:

  • Детские специалисты с большим опытом работы, стажировками в клиниках США и Европы.
  • Оборудование последнего поколения для диагностики и лечения ЗПРР.
  • Использование эффективных неврологических, психокоррекционных, логопедических протоколов для борьбы с психопатологиями.

В GMS Clinic вы всегда можете рассчитывать на понимание, заботу и внимание к каждому члену семьи. Запишитесь на консультацию, если заподозрили нарушение у сына или дочери — получите точный диагноз и рекомендации по коррекции.

Стоимость приема

Наименование Цена
Первичный прием невролога 11 095 ₽
Повторный прием невролога 9 430 ₽
Первичная консультация ведущего невролога 15 851 ₽
Повторная консультация ведущего невролога 13 473 ₽

Указаны цены на самые востребованные услуги. Вы можете обслуживаться по полису ДМС, оплачивать отдельно каждый визит, заключить договор на годовую медицинскую программу или внести депозит и получать услуги со скидкой. В выходные и праздничные дни клиника оставляет за собой право взимать доплату согласно действующего прейскуранта. Услуги оказываются на основании заключенного договора.*

Принимаются к оплате пластиковые карты MasterCard, VISA, Maestro, МИР.

Врачи