Заниматься с ребенком надо — и почему надо?

Записаться

Ваш ребенок начал заниматься с логопедом — и кажется, вы вот-вот услышите красивую и правильную речь своего малыша! Ведь к делу подключен специалист! Теперь хочется расслабиться, усесться поудобнее и ожидать результатов. Но вот незадача: результаты незначительны, время идет и уже близится школа... Непорядок! Давайте вместе разберемся, что здесь не так — и как вы сами можете исправить ситуацию. Представьте, что у ребенка жар, болит горло — обычное ОРВИ. Малыша осмотрел педиатр и назначил лечение. Вы купили лекарство, поставили рядом с ребенком и стали ждать, когда факт покупки жаропонижающего снизит температуру... Смешно, не правда ли? Логопедические занятия — то же самое лекарство, и кто-то должен отмерить его и донести до рта ребенка. Иванченко Дарья, логопед-дефектолог GMS Clinic дает рекомендации в своей статье о том, почему важны регулярные занятия с ребенком.

Заниматься с ребенком надо — и почему надо?

Зачем же нужны домашние задания?

Нужно находить время для отработки логопедического домашнего задания. Это то же самое, что дать жаропонижающее при температуре. Итак, решение принято: занимаемся с ребенком дома помимо сеансов у логопеда! Но как и сколько заниматься? Когда включать эти занятия в режим ребенка? Не мучайтесь этими вопросами: задайте их логопеду. Он сам расскажет, сколько минут в день достаточно для выполнения артикуляционной гимнастики, когда ее лучше делать. Обычно домашнее задание рассчитано на отработку в течение 15-30 минут.

«Сколько вешать в граммах»?

Тренировка мышц языка, губ, щек и прочие упражнения имеют свою дозировку и подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Родитель на занятии получает рекомендации, когда и как их выполнять. Ребенок занимается с логопедом от 2 до 5 часов в неделю. Но за пределами кабинета малыш проводит время с родителями, нянями, бабушками, воспитателями сада, учителями в школе. И почти все время он говорит, когда не спит. Если измерять время говорения ребенка в слонах, то весь слон — все время говорения, а одно-два уха слона — время, проведенное с логопедом. Поэтому контроль за речью ребенка распределяется между логопедом и родителями ученика в соответствующих частях.

Когда звуки автоматизируются в речи ребенка, родителям важно мотивировать ребенка к лучшему произнесению и оказывать ему поддержку, обращать внимание на ошибки, тактично исправлять их, искренне радоваться успехам.

Были времена..

«А я в детстве ходила в логопедический садик, и дома мы не занимались!» Да, в логопедическом саду ребенок раньше мог находиться на пятидневке, и там все специалисты контролировали детскую речь в любой момент дня. Домой ребенок уходил отдыхать. Увы, сейчас логопедических садиков практически нет, из поликлиник убрали штатных логопедов — и рассчитывать приходится на свои силы. А ведь при тяжелых нарушениях речи ребенку требуется больше времени для занятий — иногда по несколько часов ежедневно в течение нескольких лет.

Видим цель — знаем сроки

У занятий с логопедом есть четкая цель и сроки окончания. Они индивидуальны для каждого ребенка, но они все равно есть.

«Это с вами он тут занимается, а дома из меня веревки вьет и ничего не хочет!» Тут вопрос не к логопеду, а скорее к подходу к обучению малыша. Домашка — это ужасно скучно! Не будем отрицать, что иногда для результата нужно попотеть и позаниматься неинтересными вещами.

Постарайтесь обыграть задание: устройте соревнование, балуйтесь, веселитесь. Если не получается, не стесняйтесь в этом признаться логопеду — она вам подскажет пару приемчиков.

Умный родитель придумывает приятные мотивационные подкрепления успехов ребенка и креативно приспосабливает домашние задания малыша к образу жизни семьи.

Не стесняйтесь спрашивать!

«Как я пойму, правильно ли мой ребенок выполняет задание?» Спросите логопеда! Специалист обычно просит присутствовать родителей на первых занятиях. Он показывает упражнения и ребенку, и родителям. Также вы можете договориться со специалистом о том, можно ли общаться вне занятий, задавать вопросы, высылать аудиофайлы, фотографии в случаях сомнений.

При сомнениях в правильности выполнения домашних заданий запишите свои вопросы в тетрадь или договоритесь с логопедом, что сможете связываться между занятиями — созваниваясь или обмениваясь сообщениями в мессенджерах.

Только практика, несмотря ни на что...

«Мой ребенок заболел, и мы все забросили. И почему-то речь стала хуже». Да, если навык правильного произношения еще не закреплен, то возможен откат назад. Вот почему не надо «забрасывать» занятия. Лучше сделать так, чтобы движение было только вперед, это позволяет не возвращаться к пройденному материалу и не тратить драгоценное родительское время.

Простуда — не повод забыть про трудный звук.

Подведем итог: выполнение домашних заданий — необходимость, а не каприз специалиста. Выполняя задания вместе с ребенком, вы научитесь быть внимательным к его речи и станете верным помощником в преодолении трудностей. И главное — вы значительно ускорите движение к цели, избежав излишних переживаний и стрессов впоследствии.

Детский логопед-дефектолог